4 стадии жизни в соответствии с Ашрама упанишадой

Ступени духовного развития в ведийской культуре называются «ашрамами» (āśrama).
Система ашрамов представляет собой четыре стадии в жизни человека, которые ведут к осуществлению 4 жизненных целей:

  1. Праведность (дхарма);
  2. Накопление капитала (артха);
  3. Наслаждение (кама);
  4. Освобождение (мокша).

Каждый этап жизни по системе Ашрамов содежит 4 подэтапа, которые описаны в Ашрама упанишаде:

1. Брахмачарин (brahmacārin)


Стадия обучения, которую ученик проводит как монах, практикуя половое воздержание и занимаясь служением гуру, получая от него духовное знание.
Ученик изучает ведийские тексты и законы мироздания.
Буквальное значение слова — идущий (cārin) к Брахману (brahma).

  1. Гаятра (начинающий) (gāyatra) — который только получил посвящение в Гаятри мантру.
  2. Брахма (brāhma) — живущий с учителем от 12 до 48 лет по 12 лет на каждую Веду.
  3. Праджапатья (prājāpatya) — учащийся 48 лет и имеющий сношения с женой только ради потомства.
  4. Брхат (bṛhat) — вечный студент. Учится до окончания жизни.


2. Домохозяин (gṛhastha)


Создание семьи, рождение детей, выполнение обязанностей домохозяина, накопление капитала, наслаждение.
Когда у него вырастают взрослые сыновья, которые могут жить самостоятельно, он может войти в третью стадию.
Буквальное значение слова — находящийся (stha) в доме (gṛha).

  1. Сельскохозяйственник или торговец (vārttāvṛtti) — варна вайшья.
  2. Обеспечивающий ритуал (śālīnavṛtti) — кшатрий без права проведения ритуала.
  3. Обеспечивающий и проводящий ритуал (yāyāvara) — брахман.
  4. Бедняк (ghorasaṃnyāsika) — в ритуале использует лишь воду.


3. Лесной отшельник (vānaprastha)


После выполнения семейного долга человек оставляет все мирские обязанности, готовясь к конечной стадии — полному отречению от мира.
Буквальное значение слова — находящийся (stha) в доме (gṛha).

  1. Вайкханаса (vaikhānasa) — приносит в жертву лесные растения.
  2. Аудумбара (audumbara) — приносящий в жертву священный фикус.
  3. Валакхилья (vālakhilya) — ходящий в тряпье, не ухаживающий за волосами, приносящий жертву.
  4. Пхенапа (phenapa) — [дословно пьющий пену] питающийся упавшими с дерева забродившими плодами, безумный, приносящий жертву. В пуранической энциклопедии (Дели, 1975) указано — пьющий молочную пену.


4. Санньясин (saṃnyāsin)


Уход от мирских дел, полное посвящение духовности, подготовка к смерти и достижению освобождения (мокши).
Санньясины не исполняют ритуалов, отказываются от имущества и становятся странствующими монахами, живут подаянием, беспрерывно пребывая в духовной работе.
Буквальное значение слова — cо (sam) тот, кто отказался от всех мирских забот (nyāsin).

  1. Кутичака (kuṭīcaka/kuṭīcara) — обеспечивающийся своей семьей/сыном
  2. Бахудака (bahūdaka) — имеющий тройной посох, горшок для воды, пояс, фильтр для воды, сосуд для подаяний, подстилку, обувь, хвост волос, священный шнур, набедренную повязку, охряную накидку, обычно живет возле священного водоёма.
  3. Хамса (лебедь) (haṃsa) — аналогичен бахудаке, бритая голова, носит одинарный посох, постоянно странствует. Не должен оставаться более одной ночи деревне, пяти ночей в городе или возле священного водоёма.
  4. Парамахамса (высший лебедь) (paramahaṃsa) — не имеет никакого имущества. В некоторых случаях носит набедренную повязку. Странствует как Хамса.

Авторы: 4 стадии жизни в соответствии с Ашрама упанишадой

  • 0
Поделиться этой страницей в соцсетях:

Комментарии: 4 стадии жизни в соответствии с Ашрама упанишадой