Преобладание саттвы или баланс гун
Ведийские философские школы описывают различные пути к познанию Высшего. Подготовленному человеку известна система трёх гун материальной природы, однако разные школы предлагают отличающиеся методы: одни считают, что перед познанием сознание должно достичь преобладания саттвы, другие говорят о необходимости баланса гун.
Школы утверждают, что лишь после того, как сознание обретает способность к такому преобладанию или балансу, оно становится готовым к познанию.
Санкхья описывает всю материальную вселенную как проявление и взаимодействие трех гун. Дух (Пуруша) полностью отличен от них. Освобождение достигается, когда Пуруша осознает свою полную отдельность от Пракрити и её гун. В этом контексте «преобладание саттвы» (чистоты, ясности, гармонии) крайне важно, так как только саттвичное состояние ума способно к распознаванию.
adhyavasāyo buddhirdharmo jñānaṃ virāgaiśvaryam ।
sāttvikametadrūpaṃ tāmasamasmād viparyastam ॥23॥
54. В верхнем творении преобладает саттва, а в нижнем преобладает тамас.В среднем преобладает раджас. [Таков мир] от Брахмы, до травинки.
ūrdhvaṁ sattvaviśālastamoviśālaśca mūlataḥ sargaḥ ।
madhye rajoviśālo brahmādistambaparyantaḥ ॥54॥
Благодаря итоговой дисциплине на то, что является объектом для самого себя, [возникает] знание Пуруши.
sattvapuruṣayoratyantāsaṃkīrṇayoḥ pratyayāviśeṣo bhogaḥ parārthātvātsvārthasaṃyamāt puruṣajñānam ॥35॥
Цель — различение Пуруши и Пракрити (СК 2).
Инструмент различения — интеллект (СК 23, 35-39).
Функция интеллекта определяется преобладающей в нем гуной (СК 12, 13).
Ясность. Только саттва обладает свойством prakāśa (ясности), необходимым для того, чтобы интеллект стал чистым зеркалом, отражающим Пурушу.
Школы утверждают, что лишь после того, как сознание обретает способность к такому преобладанию или балансу, оно становится готовым к познанию.
Санкхья-Йога: преобладание саттвы
Санкхья описывает всю материальную вселенную как проявление и взаимодействие трех гун. Дух (Пуруша) полностью отличен от них. Освобождение достигается, когда Пуруша осознает свою полную отдельность от Пракрити и её гун. В этом контексте «преобладание саттвы» (чистоты, ясности, гармонии) крайне важно, так как только саттвичное состояние ума способно к распознаванию.
Санкхья карика
23. Интеллект — [способность] принимать решения. Праведность, знание, бесстрастие, сверхспособности — его саттвичные качества (форма). Тому противоположные — тамасичные.adhyavasāyo buddhirdharmo jñānaṃ virāgaiśvaryam ।
sāttvikametadrūpaṃ tāmasamasmād viparyastam ॥23॥
54. В верхнем творении преобладает саттва, а в нижнем преобладает тамас.В среднем преобладает раджас. [Таков мир] от Брахмы, до травинки.
ūrdhvaṁ sattvaviśālastamoviśālaśca mūlataḥ sargaḥ ।
madhye rajoviśālo brahmādistambaparyantaḥ ॥54॥
Йога-сутры
3.35. Получение опыта — неразличённость в сознательной деятельности саттвы и Пуруши, никогда не смешивающихся, потому что (у саттвы) есть свойство быть объектом для другого (Пуруши).Благодаря итоговой дисциплине на то, что является объектом для самого себя, [возникает] знание Пуруши.
sattvapuruṣayoratyantāsaṃkīrṇayoḥ pratyayāviśeṣo bhogaḥ parārthātvātsvārthasaṃyamāt puruṣajñānam ॥35॥
Цель — различение Пуруши и Пракрити (СК 2).
Инструмент различения — интеллект (СК 23, 35-39).
Функция интеллекта определяется преобладающей в нем гуной (СК 12, 13).
Ясность. Только саттва обладает свойством prakāśa (ясности), необходимым для того, чтобы интеллект стал чистым зеркалом, отражающим Пурушу.

Комментарии: Преобладание саттвы или баланс гун